Новые границы бизнес-образования

20 июня 2014 года на сайте Евразийского коммуникационного центра вышло интервью с директором Центра Е.К. Прокудиной и зам. директора М.С. Завалишиной.


Повлияет ли создание Евразийского экономического союза на изменения в системе бизнес-образования стран-участниц?

MBA в сегодняшнем мире — это уже не исключение из правил или удел избранных. Подписание договора о создании Евразийского экономического союза означает создание единого 170-миллионного рынка потребителей и новых условий для ведения бизнеса на территории России, Беларуси и Казахстана. Очевидно, что бизнесмены попадут в новые экономические реалии, опыт работы в которых у них пока отсутствует. На помощь предпринимателям могут прийти бизнес-школы, ведущие подготовку мастеров делового администрирования – специалистов-практиков, обладающих всемирно признаваемым дипломом MBA

Бизнес-образование на евразийском пространстве: все ли просто?

Программы MBA, которые пришли на постсоветское пространство с Запада, как и любая зарубежная технология, примененная на постсоветском пространстве, претерпела ряд изменений. Первый опыт открытия программ бизнес-образования в России и других странах СНГ не увенчался успехом по ряду причин. Вузы, на базе которых формировались программы, не могли перестроить традиционную лекционно-семинарскую систему подачи материала к потребностям бизнесменов-практиков, не готовых тратить часы на изучение права от древнеримских образцов до современности. Приглашенные из-за рубежа преподаватели (обязательное условие для качественной MBA-программы) не были близко знакомы с постсоветскими экономическими и социокультурными реалиями и чаще приводили примеры из американской и европейской бизнес-практики, не приносящие пользы для слушателей, работающих в условиях России или Беларуси.

С течением времени для образовательных учреждений формат case study, в рамках которого слушатели MBA-программ вместе с лекторами в процессе занятий разбирают случаи из реальной предпринимательской практики и с их помощью изучают теоретические и практические аспекты предметов, стал привычным делом, зарубежные исследователи и бизнесмены получили опыт работы в условиях постсоветского пространства, в некоторых странах СНГ даже появились государственные стандарты для программ MBA, а сама идея развития и получения бизнес-образования стала настолько популярной, что сыскала государственную поддержку.

Программы MBA в России, Беларуси и Казахстане обладают завидным разнообразием как по качеству преподавания, так и по разбросу специализаций

Программы MBA: такие разные

Программы MBA в России, Беларуси и Казахстане обладают завидным разнообразием как по качеству преподавания, так и по разбросу специализаций. Небольшие образовательные центры и лучшие университеты стран предлагают программы по финансам, бухгалтерскому учету, менеджменту и маркетингу, иногда к этим традиционным направлениям добавляют уникальные курсы специализации. Например, в МГУ есть MBA-программы под названием «Арт-менеджмент» и «Индустрия моды», в рамках которых слушатели получают специфические знания о том, как из моды и искусства сделать свой бизнес.

Рассказывая об опыте создания бизнес-школы в НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций и руководитель программы MBA «Финансовый менеджмент», профессор Николай Берзон подчеркнул, что в отличие от Европы и Америки в странах СНГ образование ведется на национальных языках. «В России очень мало бизнес-школ, которые могут вести занятия на английском языке, не потому, что преподаватели не могут читать лекции, а потому что спрос на такие курсы будет очень маленьким», — отметил Берзон, добавив, что программа MBA, на которую придут 7-10 человек, будет нерентабельной для учебного заведения.

Профессор отметил, что в России, Беларуси и Казахстане существуют стандартные программы MBA, на которых обучаются менеджеры среднего звена, желающие получить знания в какой-то узкой специализации. «Есть руководители высшего звена, им уже требуется совсем другой, более высокий уровень», — отмечает Берзон, справедливо добавляя, что генеральному директору знать правила ведения бухгалтерского учета абсолютно не обязательно, но он должен, глядя на баланс, предоставленный главным бухгалтером, понимать, хороши результаты или плохи. Для такой публики — топ-менеджеров и собственников компаний, которым не нужны технические вопросы, а нужно глобальное видение того, как вести бизнес, как разрабатывать стратегию компании, — существует программа Executive MBA. Третий уровень бизнес-образования — это специализированные программы, которые делаются под заказ конкретного предприятия для обучения сотрудников определенным навыкам, необходимым для работы организации. «Такие же программы действуют и на Западе, мы тут не оригинальны», — подчеркивает Берзон.

Если говорить о бизнес-образовании в широком смысле слова, то не стоит из него исключать и короткие по времени обучения мастерские программы, максимально специализированные и адаптированные к требованиям конкретной сферы бизнеса. «Все разнообразие бизнес-образования идет за счет этих маленьких программ: что происходит в экономике страны, тому они и учат», — подчеркивает заместитель директора Центра креативных индустрий МГУ имени М.В.Ломоносова Мария Завалишина, добавляя, что на подобных программах могут учиться менеджеры среднего и высшего звена, которые получают основы универсальных методов управления и знания о практической работе в конкретной области. По форме и количеству часов такие образовательные модули можно назвать программами повышения квалификации, в которых принципиально важно содержание преподаваемых дисциплин и качество преподавательского состава, который в обязательном порядке должен состоять из практиков.

Рассказывая о специфике программ MBA, представленных в Центре креативных индустрий МГУ, Завалишина подчеркивает, что идея о создании курсов, посвященных индустрии моды и арт-менеджменту, возникла по целому ряду объективных причин, продиктованных особенностями ведения бизнеса на постсоветском пространстве именно в этих областях. «Очень большой процент в экономике и бизнесе занимает ритейл, а построен он в российской индустрии моды не на взаимодействии ритейлера и отечественного производителя, а на отношениях между отечественным ритейлером и зарубежным производителем», — отмечает Завалишина, подчеркивая, что навыками эффективного взаимодействия покупателя и производителя в центре делятся преподаватели-практики, построившие свой бизнес в этой области.

Стоит отметить, что одна из особенностей бизнес-образования на постсоветском пространстве заключается в следующем: по программам MBA и повышения квалификации обучаются взрослые и занятые люди, тогда как в США или Европе в рамках подобных образовательных модулей могут получать образование и студенты. Эта особенность накладывает свои отпечатки на весь процесс обучения и методику преподавания.

Как сделать выбор?

Разнообразие программ бизнес-образования ставит потенциального слушателя перед непростым выбором: куда идти учиться? Если бизнесмен или начинающий предприниматель точно знает область, в которой он планирует работать, ответ прост: программа MBA или повышения квалификации должна быть напрямую связана с этой сферой. Если четкого понимания у слушателя нет, выбор, по мнению директора Центра креативных индустрий МГУ имени М.В.Ломоносова Елены Прокудиной, должен определяться несколькими параметрами: авторитет учебного заведения, которое предлагает программу, опыт реализации программы в конкретной бизнес-школе, который должен насчитывать несколько лет, наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и личное впечатление от общения с представителями бизнес-школы, которое можно получить в рамках дня открытых дверей.

MBA в сегодняшнем мире — это уже не исключение из правил или удел избранных

По словам Прокудиной, необходимо обратить внимание и на методику преподавания материала в бизнес-школе. Директор Центра креативных индустрий МГУ подчеркивает, что люди приходят на программы MBA со специфической мотивацией: взрослые люди, которые уже обзавелись своим бизнесом, получая дополнительное образование, знают, чего они хотят от программы, понимают, что платят за обучение свои деньги, и хотят максимально быстро использовать полученные знания в своей реальной деятельности. «С этим был связан отказ от традиционной формы образования — лекций и семинарских занятий и переход на диалоговую форму занятий», — подчеркивает Прокудина, поясняя, что в рамках такой модели преподаватель должен не только донести до слушателей материал в максимально приближенной к их практической деятельности форме, но и ответить на любые их вопросы как по предмету, так и по проблемам, с которыми сталкивается их бизнес.

«MBA в сегодняшнем мире — это уже не исключение из правил или удел избранных, как было, может быть, 10-20 лет назад. MBA и в России, и на Западе становится своего рода таблицей умножения, которую просто необходимо выучить, чтобы вести четко и правильно бизнес и самое главное — говорить со своими партнерами на одном и том же языке», — отмечает директор программ MBA и Executive МВА бизнес-школы «Сколково» Валерия Павлюковская. Главным критерием, на который, по мнению эксперта, должен обращать внимание потенциальный слушатель бизнес-школы, является не географическое расположение учебного заведения (на родине или за рубежом), а наличие профессуры, обладающей практическим опытом ведения бизнеса и способной качественно преподавать базовые бизнес-дисциплины (среди которых маркетинг, корпоративные финансы, менеджмент и другие). «Только такие преподаватели-практики способны донести до слушателя основы управления и при этом сделать акцент на тех элементах, которые нужны бизнесу для работы в данной конкретной географической области», — подчеркивает Павлюковская.

Впереди планеты всей: последние мировые тренды бизнес-образования в России

Одним из основных трендов, появившихся в мировой практике бизнес-образования в последние годы, стал «разворот к аудитории», исследование потребностей и запросов рынка и трансформация образовательных программ в соответствии с ними.

Именно критический отбор профессуры, по мнению Павлюковской, относится к одной из основных проблем для всех бизнес-школ. По мнению эксперта, даже самые именитые западные образовательные учреждения до сих пор страдают академичностью преподавания, фокусом на теории, а не на навыках управления, с чем, в частности, и может быть связано недовольство последних лет по отношению к стандарту MBA как таковому. «Сегодняшний рынок предъявляет все новые и новые требования к получаемым знаниям и навыкам, которые очень часто не входят в классическую систему даже ведущих бизнес-школ и программ MBA за рубежом», — подчеркнула Павлюковская, отметив в связи с этим, что более молодые, в том числе и российские бизнес-школы, получают уникальную возможность вносить в образование новые элементы, которые ранее не присутствовали в классических бизнес-программах, не сокращая при этом базовые для программ международного уровня дисциплины.

Программы бизнес-образования на постсоветском пространстве в первую очередь стали развиваться в вузах, организаторы которых столкнулись с проблемой отсутствия у университетской профессуры практики обучения взрослых, состоявшихся и состоятельных людей (программы MBA и тем более Executive MBA не относятся к числу бюджетных способов повысить свою квалификацию). Оказалось, что для бизнесменов классические лекции и семинары, журнал посещаемости и домашнее задание, для выполнения которого нужно прочитать учебник, написанный 10 лет назад, — давно пройденный этап и таким образом новые знания не воспринимаются.

Не учеба для учебы, а учеба для бизнеса

В Московской школе управления «Сколково» образовательный процесс построен на методологии, в рамках которой обязан работать каждый преподаватель. «Не учеба для учебы, а учеба для бизнеса» — так сформулировала суть методологии Павлюковская, пояснив, что все содержание программы обучения направлено на то, чтобы здесь и сейчас решать текущие вопросы, связанные с бизнесом слушателей. «Через программу решаются бизнес-задачи, которыми живет компания слушателя на данный момент», — подчеркивает директор программ MBA и Executive МВА бизнес-школы «Сколково». Международные модули, являющиеся неотъемлемой частью бизнес-образования, не ограничиваются индустриальным туризмом (посещением зарубежных компаний-партнеров бизнес-школы). Содержание таких модулей, визиты в компании и лекции экспертов подбираются на программах в соответствии со спецификой тех международных бизнес-инициатив компаний слушателей, которые отрабатываются в течение модуля, чтобы потом трансформироваться в реальные бизнес-проекты.

Мария Ферсман