Программа «МВА – Арт-менеджмент» в МГУ
Интервью Владимира Бабкова, главного редактора журнала «Арт-менеджер», с Еленой Прокудиной и Марией Завалишиной.
– Как появилась идея создать подобный центр? Кто являлся инициатором? С чего все начиналось?
Елена Прокудина, директор Центра развития гуманитарных технологий управления МГУ
– Наш центр был создан в 2006 году, в рамках Государственной программы «Инновационное образование России», в реализации которой участвовал Московский университет. Одной из целей программы было создание небольших образовательных структур или небольших факультетов, которые могли бы заниматься бизнес – образованием в разных сферах.
В 2006 году был сделан первый набор на программу МВА со специализацией в индустрии моды, а в 2007 году мы открыли вторую специализацию – Арт-менеджмент. Программа МВА-Арт-менеджмент - это уникальный образовательный продукт. Подобных программ нет на российском образовательном пространстве. Есть другие программы, освещающие те или иные аспекты арт-рынка и арт-менеджмента, но они, как правило, краткосрочные и не предусматривают выдачи дипломов, тем более, диплома МВА.
Необходимо заметить также, что такого рода программа требует серьезного преподавательского потенциала. У Центра есть преподавательский ресурс сорока факультетов МГУ. С нашими слушателями работают математики, экономисты, социологи, психологи, философы, искусствоведы, филологи и представители других факультетов – лучшие преподаватели Московского университета.
Мария Завалишина, заместителем директора по академической политике и организации учебного процесса
– Мы учим бизнесу, поэтому хорошо знаем, что одно из важнейших условий функционирования организации – эффективное использование тех ресурсов, которые имеет сама организация. К моменту создания Центра, у нас был значительный опыт работы как в бизнес-образовании, так и в образовании по менеджменту. Правда, сегодня наш Центр значительно отличается от того, каким он был в 2006 году. Пять лет назад мы думали о том, как необходима программа МВА, имеющая не функциональную, а отраслевую специализацию. Мы стали первыми, кто вообще создал и реализовал такую программу. Сегодня отраслевые программы МВА – устоявшееся направление бизнес - образования. Та идея, о которой говорила Елена Константиновна – создание небольших образовательных центров, у нас воплотилась в бизнес – школу, где ежегодно обучается около ста слушателей на пяти программах.
– Какие существуют программы, специализации МВА? В чем специфика программы МВА?
Мария Завалишина
— Программа МВА состоит из четырех учебных модулей: трех модулей общеменеджерских дисциплин и модуля специальных дисциплин. В программу также входят тренинги и мастер - классы. Как я уже говорила, для большинства программ МВА характерна функциональная специализация: «МВА – маркетинг»; «МВА – финансы»; «МВА – стратегический менеджмент». Наша программа имеет отраслевую специализацию ,она охватывает все функциональные направления арт-менеджмента.
Несколько слов о том, в чем состоит главная трудность отраслевой специализации. МВА – программа, которая готовит универсального управленца для крупной корпорации. Поэтому успех нашей программы напрямую зависит от того, насколько знания, полученные при изучении общеуправленческих дисциплин, могут быть применены к эффективному управлению малым предприятием. Насколько умение ориентироваться в глобальных проблемах крупного бизнеса применимо к управлению галереей или коллекцией. Вопросы эти носят философский характер, я лишь хочу обозначить проблему, с которой мы успешно справляемся, во многом благодаря таланту наших преподавателей. Курсы выстроены таким образом, что после каждого из них можно переходить к практическому рассмотрению проблем руководства арт – институцией.
– В каком формате осуществляется международное сотрудничество?
Елена Прокудина
— В соответствии со стандартом подготовки выпускника программы МВА, наш слушатель должен получить не только знания о специфике бизнес-процессов в России, но и познакомиться с зарубежным опытом. В целях выполнения этой задачи Центр, совместно с зарубежными партнерами формирует международный образовательный модуль. Модуль включает две обязательные составляющие: теоретическую часть – лекции профессоров образовательных учреждений и практическую – мастер-классы практиков арт-институций. Продолжительность модуля 10-14 дней, 8 академических часов в день. Успешное прохождение модуля подтверждается выдачей сертификатов. Наши партнеры: Федеральная академия культурного образования (ФРГ, Вольфенбюттель) и Технологический институт моды (CША, Нью-Йорк).
– Расскажите, пожалуйста, где работают ваши выпускники?
Мария Завалишина
– Большую часть слушателей составляют люди, которые хотят собирать коллекции или управлять коллекциями. Управление коллекцией дело очень интересное, а талантливое управление коллекцией – это то, к чему мы стремимся. Правда, ни с одним из наших выпусков мы еще до конца не расстались: мы приглашаем наших бывших слушателей на новые мастер – классы, новые учебные курсы, стажировки. Если это в наших силах, оказываем необходимую консультационную поддержку.
Елена Прокудина
– Многие выпускники работают в качестве кураторов художественных проектов, активно занимаются деятельность по связям с общественностью различных арт-институций, открывают собственные галереи, работают в музеях.
– Планируется дистанционная форма образования?
Елена Прокудина
– Руководство Московского университета ставит задачу подготовки подобных образовательных программ и у нас есть предложения из регионов, в которых заинтересовались нашей программой, но пока еще такой программы нет.
– Где стажируются студенты?
Елена Прокудина
– Наши слушатели имеют возможность принять участие в организации различных выставок в качестве волонтеров, например, в Музее современного искусства или Московском доме фотографии.
– Как устроена программа МВА?
Мария Завалишина
— Программа МВА – Арт-менеджмент состоит из пяти учебных блоков: трех блоков управленческих дисциплин; блока дисциплин специализации; блока стажировок, мастер-классов и тренингов.
Первые три блока, их еще называют «дженералистскими», являются ядром любой программы МВА. В них входят дисциплины, посвященные среде бизнеса, научным основам бизнеса и менеджмента и базовые профессиональные дисциплины: общий и стратегический менеджмент, маркетинг, право, финансы, управление человеческим и интеллектуальным капиталом, организационное поведение, бизнес – планирование и т.д.
Блок дисциплин специализации ведут только практики, мы с гордостью говорим о том, что с нами сотрудничают самые яркие представители арт-мира Москвы. Читаются курсы по истории современного и актуального искусства; формированию и управлению коллекциями; основам реставрации и атрибуции; правовому регулированию оборота и страхованию произведений искусства; менеджменту выставочного проекта; менеджменту культурного наследия; арт-банкингу и др. Среди наших преподавателей – Марина Ситнина (вице – президент «Газпромбанка»); Евгения Перова (заместитель директора ВХРЦ им. И.Э. Грабаря); Виссарион Алявдин (президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы»); Елена Куприна (галерея «ЕК Арт бюро»), Анна Ирамджян («NBгалерея»); Алексей Зайцев (галерея «Альбион»); Андрей Ерофеев; Александр Васильев. Кстати, почти все они – выпускники МГУ.
Последний учебный блок включает мастер-классы и зарубежный учебный модуль. За время существования Программы мастер-классы для наших слушателей провели Иосиф Бакштейн, Василий Церетели, Михаил Каменский, Марат Гельман, Екатерина Деготь, Милена Орлова, Татьяна Маркина, Игорь Шелковский, Борис Орлов, Франциско Инфантэ, Олег Кулик, Семен Файбисович. Значительное количество мастер-классов проходит в музеях и галереях: в разное время серии мастер-классов были подготовлены для слушателей программы в Историческом музее, Музее им. А.С. Пушкина, галерее «ПРОУН»; занятия проходили в фонде культуры «Екатерина», галереях «Школа», «Ковчег», «На чистых прудах». В этом учебном году началось наше сотрудничество с ММСИ. Будет проведена серия мастер- классов по основным направлениям деятельности музея, причем занятия пройдут в самом музее. Такой формат мы позаимствовали у наших коллег из Нью-Йоркского Университета, нам он кажется достаточно эффективным.
Несколько слов о зарубежном учебном модуле: он проходит, по выбору слушателей, в ФРГ или США. В ФРГ обучение проходит на программе «Арт-менеджмент в Германии», в Федеральной академии культурного образования. Слушатели посещают признанные центры европейского арт-мира: Берлин, Вольфенбюттель, Вольсбург, Ганновер, Гамбург, Гослар. Основные курсы и дискуссии: финансирование культуры и искусства; музей современного искусства; финансовые стратегии развития галереи; фонды поддержки художников; образовательная деятельность музея; менеджмент современного искусства; менеджмент выставочного комплекса; стратегии развития государственного музея; международные премии в области искусства. Формат занятий лекция – мастер-класс дает слушателям возможность познакомиться с действующими директорами и кураторами Берлинской галереи, Галереи современного искусства, Музея Гамбургер – Банхов, Музея Шпренгеля, Гамбургского Кунстхалле, Центра Дайхторхаллен, Музея Монхесхаус и др.
В США образовательный модуль проходит на программе «Арт-мир Нью-Йорка» Технологического института моды (FIT) университета SUNY. Формат занятий тот же, что и в Германии: первая половина дня лекции, вторая – мастер-классы. За время обучения слушатели посещают около двадцати музеев и галерей Нью–Йорка, специальные занятия проходят в Музеях Метрополитен, Гуггенхайм и МоМА. Основные проблемы, которые рассматриваются в процессе обучения: история арт-мира Нью-Йорка (галереи Ист-Сайда, музей Гуггенхайм); американское искусство 1960-ых – 1980-ых (галереи Челси); нон–профитные и общественные арт-организации; история и перспективы художественного рынка; современное и актуальное искусство в музее МоМА. В дискуссиях принимают участие выдающиеся американские кураторы.
Таким образом, наши слушатели получают полную информацию о том, как устроены современные арт-институции, с какими проблемами сталкиваются, какие модели управления используют.
Программа МВА – Арт-менеджмент включает в себя около 1000 аудиторных часов. Программа достаточно интенсивна: 16 часов в неделю, два года! Почти по каждому предмету пишется свой проект: маркетинговый план, PR-план, анализ потребителя, финансовый анализ, инвестиционный анализ и т.д. Итогом обучения становится защита проекта создания или развития собственного бизнеса.
– Почему вы порекомендуете нашим читателям учиться у вас?
Мария Завалишина
– Главное, что мы можем гарантировать отличное качество образования. Мы предлагаем полную двухлетнюю программу МВА и программу повышения квалификации «Арт-рынок». Наши выпускники получают не только дипломы МГУ, но и признанные мировым арт-сообществом образовательные сертификаты известнейших учебных заведений – FIT и Bundesakademie fuer kulturelle Bildung.